Правильная конвертация DVD в DivX

         

Этап четвертый. Предварительная настройка параметров видео.


Запускаем Gordian Knot, и сразу обращаем внимание в правый нижний угол, в раздел Save. Здесь содержится список из 8 точек сохранения, которые позволяют запоминать выбранные настройки, дабы в дальнейшем можно было вернуться к параметрам, выбранным для какого-либо фильма. Выбираем в выпадающем списке свободную точку сохранения и нажатием кнопки Rename переименовываем ее так, чтобы было понятно к какому фильму она относится.


Затем открываем наш d2v-проект, путем нажатия кнопки Open в левом нижнем углу и выбора нужного файла.


После открытия проекта, в соседнем разделе Frames будет автоматически выставлено соответствующее число кадров фильма и его fps (кадров в секунду). Если FPS = 29.970 и у вас помечено, что необходимо сделать обратное преобразование IVTC, то установите в выпадающем списке значение fps равное 23.976 (при этом количество кадров в строке ввода выше будет автоматически пересчитано). Если в выпадающем списке FPS пусто, значит вы накосячили с созданием d2v-проекта и вам необходимо вернуться ко второму этапу и проделать все повторно, но уже более внимательно. Во всех остальных случаях (FPS=25.00 или fps=23.976) можно продолжать двигаться дальше.

Также, после открытия проекта, появится окно с изображением одного из кадров фильма, уберите это окно на задний план, но не закрывайте его.

Теперь переходим на закладку Bitrate и начинаем проверку и установку параметров, связанных с вычислением битрейта фильма. Перво-наперво убедимся, что в разделе Mode выбран пункт Calculate Average Bitrate, этот режим позволяет высчитывать битрейт фильма для получения заданного объема.


Затем, в разделе Codec выбираем кодек, который мы будем использовать для сжатия. Рекомендую, нет даже настоятельно советую вам использовать кодек DivX 5. Именно на его примере будет построено дальнейшее повествование.


Теперь переходим к выбору желаемого объема для фильма. Прежде всего в разделе Total Size выбираем из выпадающего списка размер болванки. Если это не особый случай, то естественно 700 Мб. Затем жмем на кнопку, соответствующую количеству дисков для нашего фильма, обычно 1 или 2 CD. И в случае нескольких CD отмечаем флажек Split final file into CDs для автоматической разбивки файла по дискам после окончания процесса кодирования.



В разделе(ах) Audio мы указываем файл(ы) звуковых дорожек, которые будет содержать наш фильм. Так, в разделе Audio A, жмем кнопку Select и выбираем подготовленный нами ранее звуковой файл. При этом, автоматически выделится пункт Size, а в строках ввода KB и MB оборазится размер нашего звукового файла в килобайтах и мегабайтах соответственно. Так как наш файл будет содержать лишь одну звуковую дорожку, в разделе Audio B должен быть выбран пункт Size с размером 0.


В связи с тем, что в файле, содержащем аудио и видео данные, необходимо отвести место, для хранения информации о синхронизации аудио и видео данных, мы должны указать тип звуковой дорожки, для корректного учета объема, необходимого для хранения информации о синхронизации. Для этого, в разделе Interleaving & AVI-Overhead выберем пункт, соотвествующий количеству звуковых дорожек файла и их типу. Для одной mp3-дорожки: 1x vbr-mp3, для одной ac3-дорожки: 1x ac3/cbr mp3. Следует так же отметить, что в случае ac3-звука мы имеем возможность задать количество кадров, через которое необходимо синхронизировать звук и видео, увеличение этого числа уменьшает объем информации о синхронизации, но не стоит выставлять его больше 3-4 кадров, поскольку это может привести заикающемуся звуку, либо к дёрганому изображению. Не забываем, здесь, так же поставить флажек Calculate Frame-Overhead.


Вот теперь все параметры, влияющие на битрейт выставлены, и в разделе Video мы можем наблюдать значение битрейта для видеопотока. Замечу, что теперь повлиять на битрейт мы сможем лишь либо уменьшением размера файла звуковой дорожки перекодировав ее с меньшим битрейтом, либо увеличением числа дисков, занимаемых фильмов.


Далее, переходим на закладку Resolution. Здесь сразу обращаемся к разделам Input Resolution и Input Pixel Aspect Ratio. Первый раздел позволяет указать ТВ-систему (PAL или NTSC), этот параметр был выявлен нами на этапе создания d2v-проекта (если вы забыли и не записали, обратитесь к текстовому файлу Stream Information.txt, созданному на том же этапе, там прописана ТВ система для видеопотока). В разделе Input Pixel Aspect Ratio выбираем соотношение сторон, также выданное нам программой DVD2AVI (16:9 или 4:3).




И переходим к более деликатному делу - обрезанию черных полос на избражении. Первую итерацию этой процедуры возложим на компьютер, для чего в разделе Crop (before resize!) нажмем кнопку Auto Crop и подождем пока в окне предварительного просмотра GKnot пролистает несколько кадров видео. После завершения процедуры автоматического определения границ изображения, будет автоматически выбран режим Pixel в том же разделе и поля ввода справа заполнятся цифрами, соответсвующими размерам обрезания слева, сверху, справа и снизу соотвественно расположению. Теперь стоит проверить насколько хорошо компьютер справился с этой задачей, для этого переходим в окно предварительного просмотра и внимательно смотрим на края изображения, на разных кадрах, желательно наиболее светлых. Если где-то остались черные полоски, или неровные границы кадра - обрезаем их при помощи стрелок около строк ввода размеров обрезания. Режем беспощадно, добиваясь четкого прямоугольного кадра, потому что пикселем больше, пикселем меньше - роли не играет, а вот кривой кадр будет потом бросаться в глаза, да и сжиматься будет хуже. После того, как кадр идеально вырезан, выбираем в разделе пункт Smart Crop All, после чего изображения будет еще немного подрезано, для получения правильной пропорции отношения высоты к ширине.


Теперь самое время проверить результаты нашего труда, для этого переключаемся в окно предварительного просмотра и в меню View отмечаем пункт Resized. Мы должны увидеть идеально обрезанный кадр, без черных полос с боков и неровных границ (если это не так вы плохо сделали обрезание кадра), и самое главное лица должны выглядеть естественно, т.е. не быть сплюснутыми или вытянутыми (если что-то не так значит вы неправильно установили Input Resolution или Input Pixel Aspect Ratio).


Теперь переходим к одному из важнейших шагов - предварительному выбору размера фильма. Почему важнейшему? Дело в том что для каждого фильма (а точнее для конкретной степени сжимаемости фильма) и для каждого битрейта существует только одно оптимальное значение размеров. И не думайте, что чем больше размеры, тем лучше качество картинки. Оптимальные размеры разные для каждого фильма и для каждого битрейта. Если выбрать размеры слишком большие, то на экране будет много "квадратов", если же выбрать слишком малые, то мы просто подойдем к порогу сжатия и те же самые результаты могли бы быть получены для картинки большего размера, так мы впустую потратим место на болванке. Так что размер должен быть выбран оптимально! Почему предварительному? Да потому что мы еще пока не знаем степени сжимаемости фильма в данном разрешении. И вполне возможно, что фильм сжимается плохо и его размеры придется взять поменьше, а может быть наоборот, сжимается хорошо и можно выбрать размеры побольше. Степень сжимаемости, кстати, зависит от целого ряда параметров, среди которых повторяемость участков изображения от кадра к кадру, количество пикселей, изменяющих свой цвет на следующем кадре, количество и размеры областей, состоящих из пикселей, цвет которых неотличим человеческим глазом друг от друга и многих других. Но вот узнать степень сжимаемости не производя кодирование невозможно. Т.е. узнать степень сжимаемости можно только закодировав фильм. А чтобы закодировать фильм нужно выбрать его размеры исходя из степени сжимаемости. Вот такой замкнутый круг...

Но хватит философии, вернемся к практике. Итак нам необходимо выбрать размеры для нашего фильма. Причем воспроизведение видео на компьютере тоже накладывает свои ограничения - для того чтобы фильм проигрывался без рывков необходимо, чтобы его ширина была кратна 32, а высота кратна 16. Это в идеале. В принципе нет ничего криминального и в кратности ширины 16, но гарантий корректного вопроизведения такого фильма на всех видеокартах и на всех драйверах уже не будет, хотя чаще всего и будет работать.

Обращаем внимание в нижнюю часть закладки Resolution. Здесь мы видим раздел Output Resolution, содержащий информации о размере видео (Width x Height), кратности ширины и высоты (W-Modul и H-Modul) при выборе размеров, процент ошибки отношения высоты к ширине в получаемом файле (Aspect Error, обычно ниже 2%), а так же еще ряд параметров, которые не представляют для нас особого интереса.




Ниже расположен бегунок, при помощи которого можно изменять размеры видео в соотвествии с заданной кратностью ширины и высоты (рекомендую вам не менять кратности). При перемещении бегунка, изменяется конечное разрешение, отображаемое в разделе Output Resolution. И, паралельно, пересчитывается параметр Bits/(Pixel*Frame), отображаемый в одноименном разделе.


Именно параметр Bits/(Pixel*Frame) будет нашей предварительной оценочной характеристикой качества изображения. Как я уже говорил, не зная степени сжимаемости, нельзя выбрать оптимальное разрешение, но эмпирически получены следующие постулаты:

- Не опускайте высоту изображения ниже планки в 256 пикселей и не заползайте за цифру 400;
- Опускать Bits/(Pixel*Frame) ниже 0.17 не стоит;
- При кодировании фильма на 1CD придерживайтесь значения Bits/(Pixel*Frame) в районе 0.20;
- При кодировании фильма на 2CD придерживайтесь значения Bits/(Pixel*Frame) в районе 0.27;
- Если Bits/(Pixel*Frame) не удается поднять выше 0.15 при разумных значениях высоты - увеличьте битрейта путем увеличения количества дисков или за счет уменьшения объема звуковой дорожки;

Не следует забывать так же, что при воспроизведении на экране ТВ, фильм с размером 288 по вертикали, но без "квадратов" вызванными пониженным Bits/(Pixel*Frame) смотрится лучше чем тот же фильм с 384 строками и с пониженным Bits/(Pixel*Frame), в следствии неидеальности самого телевизора. Но не перборщите, а то можете перешагнуть за предел сжимаемости.

И, главное, помните - наш выбор лишь предварителен, мы еще не знаем истиного значения степени сжимаемости фильма. Может случиться так, что фильм с Bits/(Pixel*Frame) = 0.28 будет выглядеть ужасно, а может быть и при значении 0.17 будет выглядеть великолепно.

Закончив с первоначальным выбором разрешения, переходим к окну предварительного просмотра. Здесь, при помощи ползунка, нам необходимо установить момент начала титров. Т.е. момент, когда кино закончилось, а титры еще не начались. Обычно появлению титров предшествует кадр с черным экраном, именно на этот момент необходимо и установить ползунок. Хотя конечно черного экрана можети не быть, тогда необходимо просто поймать момент их начала. Установив ползунок в нужном месте, нажимаем кнопку Set Credits Start. Нужно это, как вы наверное поняли из предыдущего повествования, для того чтобы кодировать титры (на которые обычно мало кто обращает особое внимание) с пониженным битрейтом, экономя места для самого фильма.

Установив момент начала титров, вызываем пункт Save & Encode из меню File окна предварительного просмотра. На экране появится окно "Save .avs".




Здесь нам предстоит установить ряд параметров, первый из них - Resize Filter, который задает режим сглаживания при масштабировании видеоизображения. По идее, GKnot сам предложит оптимальный режим исходя из битрейта, но лучше выбирать его исходя из своего опыта и самого видеоизображения. Режим билинейной фильтрации (Bilinear) уменьшает четкость изображения, слегка сглаживая переходы, но повышает степень компрессии изображения, а так же обладает более высокой скоростью работы. Бикубические режимы (Soft Bicubic, Neutral Bicubic, Sharp Bicubic) обладают более высокой передаваемой честкостью, но как следствие менее сглаживают шумы, ухудшают степень сжимаемости и увеличивают время кодирования. Режим фильтрации Simple дает неважный результат, но обладает высокой скоростью работы. Режим Lanczos стоит выбирать лишь для очень низких битрейтов. Для начала посоветую вам билинейный или бикубический нетральный режимы.

Следующим шагом будет деинтерлейсинг, если конечно он необходим (на предыдущих шагах я говорил вам сделать отметку о необходимости его выполнения). Если в деинтерлейсинге нет необходимости, выбираем в разделе Field Operations пункт None. Если же необходимо выполнить интерлейсинг, и устранить его на этапе создания d2v-проекта, путем установки режима Swap Field Order не удалось, значит метод Separate Fields нам не подойдет (он аналогичен режиму Swap Field Order), метод Field Deinterlace в некоторых случаях может давать "тень" на быстродвижущихся объектах, следовательно выбор сводится к методам Field Deinterlace (no blend), Smart Bob и TomsMoComp. На сегодняшний день сообщество еще не пришло к единому мнению какой из них лучше, и на мой взгляд они дают практически одинаковый результат. Рекомендую вам в случае необходимости деинтерлейсинга использовать метод Field Deinterlace (no blend).

И последний параметр который необходимо выбрать - фильтр шумов. Фильтр бывает полезен в случае, если источник обладает достаточно сильным уровнем видео-шумов, и вредным в случае источника с "чистой" картинкой, поскольку наложение фильтра влечет за собой ощутимые искажение цветовых переходов. Следует так же отметить, что использование фильтра шумов резко увиличивает сжимаемость фильма. Если вы не хотите использовать фильтр - выбирайте в разделе Noise Filter пункт None. Если же источник достаточно шумный выбирайте пункт Little Noise. Использовать фильтр Medium Noise рекомендуется только в случаях чрезвычайно шумного источника, а использовать Heavy Noise вообще не рекомендуется из-за черезвычайно высоких искажений, получаемых при его использовании.

И, наконец, выбираем в разделе Trim пункт Both (enc. credits separately), для указания необходимости кодирования самого фильма и титров с разным качеством. Но кнопку Ok пока не нажимаем, а переходим к следующему этапу.


Содержание раздела