Компьютерные преступления

         

Компьютер просит... печенья


Проблема компьютерных эпидемий выходит за рамки информатики. Вопрос о том, кто и почему создает вирусы, не менее интересен, чем механизм их действия, а ответить на него нелегко.

Так кто же создает вирусы? Весьма странная и пестрая группа людей, живущих в самых разных странах. Так, хотя большинство вирусов появилось в США, некоторые имеют европейское (в частности западногерманское) происхождение, а один из самых знаменитых - "Брэйн" - придуман 26-летним пакистанцем Амджадом Фаруком Альви.

И все же у компьютерных террористов можно найти общие черты. Несомненно, это программисты очень высокого класса, не обязательно профессионалы, зачастую и просто пользователи, накопившие немалый опыт общения с ЭВМ. Причем, как правило, молодые люди, много времени проводящие за дисплеем. В социальном смысле они весьма инфантильны, даже безответственны: опасная игра с вирусами служит для них источником острых ощущений, столь дефицитных в бедном эмоциями, чересчур защищенном и упорядоченном мире, в котором они живут.

Если действия программистов, заражающих ЭВМ своих фирм, чтобы отомстить за какую-то нанесенную им обиду, или многочисленные попытки некоторых компаний дезорганизовать вычислительные системы своих конкурентов еще как-то можно понять, то побудительные мотивы других поступков объяснить труднее. Например, 23-летний американец Дру Дэвидсон, исходя, казалось бы, из благих намерении, придумал так называемый "вирус мира", который не стирает информации, а просто выводит на дисплей сообщение и затем исчезает без всякого вреда для компьютера.

2 марта прошлого года на экранах нескольких тысяч микроЭВМ "Макинтош" появилось изображение Земли и призыв ко всеобщему миру. Выяснилось, что друг Дэвидсона Ричард Брэндоу ввел "вирус мира" в дискеты с играми, которые затем раздал всем желающим на встрече владельцев "Макинтошей" в Монреале. Взял такую дискету и Марк Кантер, сотрудничавший с корпорацией "Элдэс" из Сиэттла, которая производит программное обеспечение.
Из персонального компьютера Кантера вирус проник в большие компьютеры корпорации, а затем в несколько тысяч копий графической программы "Эскиз" и разошелся по магазинам всей Америки. То был первый случай распространения коммерческой программы с вирусом. Хорошо еще, что он оказался безобидным.

Подобных шутников, к несчастью, становится все больше. Скажем, один из вирусов заставлял компьютеры выводить на дисплей требование: "Хочу печенья!" Эти требования повторялись все чаще и чаще, пока вообще не блокировали работу ЭВМ. Но достаточно было набрать на клавиатуре слово "печенье", как "накормленный" компьютер вновь принимался за дело. Другой вирус, к приятному изумлению оператора, синтезировал движущееся изображение знаменитой рок-звезды Мадонны. Однако тут же, не дав насладиться зрелищем, издевательски замечал с экрана, что тратить драгоценное машинное время на разглядывание видеороликов просто глупо, после чего компьютер отключался.

А вот появление вируса в компьютерах Иерусалимского университета (он должен был уничтожить всю записанную в них информацию 13 мая 1988 года, в сороковую годовщину образования государства Израиль) объясняется, возможно, и политическими мотивами.

Паника, связанная с вирусами, опасна сама по себе. Когда в Ливерморской национальной лаборатории США было получено сообщение о проникновении инфекции в 450 вычислительных машин, работы там были прекращены, и сотрудники затратили огромное время на проверку всех программ. И хотя в конце концов это оказалось мистификацией, ущерб был нанесен не меньший, чем от реального вируса. Эти факты говорят о том, что при анализе "электронного СПИДа" нельзя оставлять в стороне социальный аспект. В сущности, складывающаяся ситуация показывает, как плохо мы еще знаем влияние вычислительной техники на психику человека. И быть может, в этом главный урок, который следует извлечь из непрекращающегося потока сенсационных публикаций о компьютерных эпидемиях.


Содержание раздела